
Несколько раз в день | |
Раз в день | |
Раз в неделю | |
Раз в месяц | |
Раз в четверть | |
Никогда |
Разработчик программы:
Быценко К. А.,зам. директора по ВР;
Зикрань Ф.З., зав. кафедрой ФиС
Тип: авторская
Вид: воспитательная
Продолжительность усвоения: 5 лет
Возрастная категория: 1-11 класс
Оригинал документа можно посмотреть здесь
Введение
Концепция определяет цели, задачи, основные направления, конкретные мероприятия по развитию спортивно-массовой и оздоровительной работы на 2010-2014г.г..
Реализация Программы предполагают совместную деятельность педагогического коллектива школы, муниципальных учреждений дополнительного образования и общественных организаций по реализации всех направлений данной деятельности
I. Содержание проблемы
В современном мире существенно возрастает роль физической культуры и спорта как фактора совершенствования человека и общества. Здоровый образ жизни в целом, физическая культура и спорт в частности, становятся социальным феноменом, объединяющей силой и национальной идеей, способствующей развитию сильного государства и здорового общества. Во многих зарубежных странах физкультурно-оздоровительная и спортивная деятельность сочетает и соединяет усилия государства, его правительственных, общественных и частных организаций, учреждений и социальных институтов.
Устойчивая мировая тенденция повышения социального значения физической культуры и спорта проявляется и в повышении роли государства в их развитии, в самом широком использовании физической культуры и спорта в укреплении здоровья населения.
По физическому состоянию человеческого потенциала Россия существенно отстает от передовых стран. При этом национальная система физического, духовного и нравственного оздоровления населения, пропаганды здорового образа жизни находится вне фокуса государственной политической доминанты.
В сложившейся ситуации коллектив МАОУ СОШ № 15 г. Челябинска поставил перед собой цель: улучшить здоровье школьников, принять радикальные меры по улучшению человеческого ресурса, формированию у школьников здорового образа жизни, новых ценностных ориентиров, включающих высокий уровень гражданственности и патриотизма.
Физическая культура, здоровый образ жизни, являясь одной из граней общей культуры человека, во многом определяет поведение человека в учебе, на производстве, в быту, в общении, способствует решению социально-экономических, воспитательных и оздоровительных задач. Забота о развитии физической культуры и спорта среди школьников - важнейшая функция, стратегическая задача воспитательно-образовательной политики нашей школы, обеспечивающая воплощение в жизнь гуманистических идеалов, ценностей и норм, открывающих широкий простор для выявления способностей школьников, удовлетворения их интересов и потребностей, активизации человеческого фактора.
В физкультурно-спортивной сфере через многообразие ее организационных форм максимально сбалансированы и сближены личные и общественные интересы, она способствует долголетию человека, сплочению семьи, формированию здорового морально-психологического климата в различных социально-демографических группах, содействует снижению травматизма и заболеваемости.
Здоровье человека - «государственное имущество», народное достояние, национальное богатство, которым человек владеет не только лично для себя. Ибо без него, здоровья, не может быть не высокопроизводительного труда, ни радости творчества, ни научно-технического прогресса. Вот почему забота о сохранении и укреплении здоровья школьников - является программной задачей развития МАОУ СОШ № 15 г. Челябинска.
Вопросы пропаганды здорового образа жизни являются формой профилактики распространения наркотиков, алкоголизации детей и подростков, предупреждения беспризорности и безнадзорности как причин, катализирующих развитие негативных социальных процессов, которые не обошли стороной и наш город.
Школа выступает как универсальная среда формирования нового качества жизни, где здоровье духовное, нравственное и физическое являются естественными формами проживания индивидуума, прежде всего с двух позиций.
Первая - именно в условиях учебно-воспитательного процесса чаще всего проявляется аддиктивное поведение как сопротивление ребенка целенаправленному педагогическому воздействию вследствие различных причин, включая педагогические просчеты воспитателей, родителей, дефекты психологического и социального развития, особенности характера, затрудняющие их социальную адаптацию, усвоение учебных программ и социальных ролей.
Вторая причина заключается в том, что образовательные учреждения являются местом, где дети и подростки проводят большую часть активного времени и определяют их дальнейшую судьбу. Специфика процесса обучения состоит в большом организующем и воспитательном потенциале. И современному педагогу необходимо не только уловить коренные изменения в обществе, но и понять его новые требования к выходящим в самостоятельную жизнь молодым людям, чтобы минимизировать их трудности адаптации к взрослой жизни.
Там, где противоречия в отношении к миру и себе становятся конфликтными, углубляются и обостряются, а не разрешаются, возникают внутренние предпосылки для отклонения в поведении, а впоследствии - формировании отрицательных качеств.
Период взросления - это период бурных физиологических изменений, гормональных подъемов и срывов. Депрессивные переживания, невербализованность и недифференцированность чувств подростка, являются факторами особой уязвимости и опрометчивости в жизненном экспериментировании несовершеннолетних.
Таким образом, школа обладает уникальной возможностью стать безопасной сетью, ограждающей детей и подростков от неблагоприятных факторов, влияющих на их развитие и психосоциальное благополучие; стать средой, обеспечивающей формирование культуры адекватного социальным нормам поведения и здорового образа жизни. Заручившись поддержкой семьи, социальных институтов, общественности школа проводит разработку и внедрение комплексного позитивного воспитания.
II. Цель и задачи Программы.
В сложных экономических условиях целесообразен перенос центра тяжести усилий на подкрепление и развитие положительных тенденций и стремления людей к здоровому образу жизни.
Чтобы сохранить и восстановить лучшие традиции Челябинского физкультурно-спортивного движения, продолжить формирование новых высокоэффективных физкультурно-оздоровительных и спортивных технологий, направленных на максимальное вовлечение всех слоев населения в активные занятия физической культурой, необходимо максимально эффективно использовать новые, современные спортивные комплексы и площадки, такие как «Вершины Олимпа»
Приоритет в этой работе, связанной с развитием физкультурно-спортивного движения, должен быть отдан физическому воспитанию и формированию здорового образа жизни дошкольников, учащихся образовательных школ, техникумов, колледжей и профессиональных лицеев, студенческой молодежи и семьи в целом.
Главная цель спортивно-массовой и оздоровительной политики - всестороннее развитие подрастающего поколения, утверждение здорового образа жизни, создание условий для занятий любыми видами физической культуры и спорта, профилактики заболеваний, вредных привычек и правонарушений.
Достижение указанной цели будет решаться через следующие приоритетные, взаимосвязанные задачи:
• укрепление здоровья, повышение уровня физического
и духовно-нравственного развития различных возрастных категорий населения микрорайона;
• вовлечение максимально возможного числа детей, подростков и молодежи в систематические занятия физической культурой и спортом
• организацию системы физкультурно-оздоровительной работы по месту жительства
• сохранение материально-технической базы комплекса
• совершенствование научно-образовательной и организационно-управленческой базы развития физической культуры.
III. Содержание Концепции:
Под физкультурно-оздоровительной работой понимается система действий, направленных на развитие личностных ресурсов, формирование позитивных стрессоустойчивых форм поведения, установок на здоровый образ жизни у школьников.
Под спортивно-массовой работой понимается привлечение школьников к организованной спортивной занятости и участию в спортивно-массовых мероприятиях различного уровня.
В то же время указанные виды деятельности предполагают совокупность социальных, правовых и педагогических мер по выявлению и устранению причин и условий социально обусловленных отклонений в поведении несовершеннолетних и предусматривает индивидуальную работу с детьми «группы риска», состоящими на различных видах учета.
Педагогические усилия школы сконцентрированы на организации работы, которая направлена на формирование у молодого поколения ориентации на здоровый образ жизни, создание единого социокультурного пространства на территории школы.
Новые цели воспитания выдвигают на первый план индивидуальный гуманистический подход к личности ребенка. Одной из задач является расстановка акцентов в воспитательно-образовательном процессе на необходимости сохранения и поддержания здоровья в любом возрасте и психолого-педагогических технологиях формирования активной психологической защиты, ценностного отношения к здоровью, индивидуальной жизнестойкости.
Условиями разработки и реализации Концепции как целостной системы пропаганды здорового жизненного стиля среди школьников являются:
• социально-экономическое и правовое обеспечение государственной системы пропаганды здорового образа жизни и опыта работы системы образования города и района;
• этапность школьной системы по формированию здорового образа жизни с четким определением стратегических и тактических целей каждого этапа;
• обобщение и рефлексия имеющегося в школе опыта работы;
• мониторинг здоровья школьников на каждом этапе становления и функционирования системы;
• взаимодействие с институтом социального партнерства.
Основным организационно-управленческим механизмом реализации Концепции
организации спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы в школе является программно-целевой подход к формированию политики оздоравливания школьного населения.
IV. Стратегия развития физической культуры и спорта среди школьников.
Стратегической целью развития физической культуры и спорта среди школьников, реализуемой в школьной воспитательно-образовательной среде на основе синергии усилий педагогов, психологов, сотрудников правоохранительных органов, медицинских работников, работников социальных служб и культуры, средств массовой информации и общественности, является смыслоопределяющая установка у подрастающего поколения на здоровье как жизненную ценность, развитие адаптационных механизмов, обеспечивающих оптимальное взаимодействие с окружающим миром.
Стратегия действий направлена на создание максимально благоприятных условий для оздоровления школьников, максимальное их вовлечение в активные занятия физической культурой и спортом, участие в спортивно-массовых мероприятиях.
Стратегия предусматривает реализацию мероприятий, направленных на:
• формирование личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у детей и молодежи социально-нормативного жизненного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни;
• формирование психолого-педагогических ресурсов семьи, помогающих воспитанию у детей и подростков основ здорового образа жизни и формированию здорового жизненного стиля;
• внедрение в воспитательно-образовательную среду школы современных педагогических и психологических технологий, обеспечивающих формирование ценностей здорового образа жизни;
• развитие единой социокультурной среды как гаранта безопасного пространства жизни для ребенка и его семьи.
V. Принципы организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в школе
1. Любое негативное поведение, образ жизни, привычки несовершеннолетних есть проблема, и она не может быть решена запретительными или карательными мерами. В основе всех допустимых способов ее решения лежат принципы убеждения, полноты информации, доброй воли, соблюдения личных прав, доступности и бесплатности занятий.
2. Каждый взрослый человек вправе распоряжаться собственным здоровьем по своему усмотрению. Именно потому, что выбор делает взрослый человек, подростки, не будучи взрослыми, не должны курить, употреблять алкоголь и наркотики.
3. Важнейшей является задача воспрепятствования приобщения несовершеннолетних к табакокурению, алкоголизму, наркомании.
4. Пропагандистскую работу осуществляют, по роду своей деятельности, прежде всего учителя физической культуры и другие педагоги школы, работники МУЗ ДГБ, а также все заинтересованные ведомства - институт социального партнерства.
5. Коллегиальность усилий института социального партнерства позволяет создать такое культурно-образовательное пространство, где не должно быть места негативным проявлениям.
VI. Основные направления деятельности в области организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в школе:
По содержанию работы:
• диагностическое;
• просветительское;
• профилактическое,
• реабилитационное;
• досуговая деятельность (занятость в спортивных секциях;
• спортивно-массовое.
По целевой группе:
• ученики начальных классов;
• учащиеся второй и третьей образовательной ступени;
• ученики с ослабленным здоровьем;
• семья;
• педагогический коллектив.
VII. Виды организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в школе:
Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работы в школе включает в себя следующие виды деятельности:
• мониторинг состояния физического развития современного поколения детей, которое вызывает тревогу и требует активных действий всех структур законодательной и исполнительной власти;
• пропаганду здорового образа жизни через урочную, внеклассную, досуговую, воспитательно-образовательную деятельность, организацию физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в школе;
• участие в разработке и внедрении профилактических и воспитательных программ, программы развития школы;
• расширение возможностей сферы досуга обучающихся через сохранение и развитие сети спортивных и оздоровительных секций на базе школы, внеклассную и внеурочную деятельность;
• воспитание будущих родителей и психолого-педагогическое просвещение взрослых в области семейного досуга через участие в спортивных мероприятиях;
• формирование позитивного родительского мнения по вопросам воспитания детей средствами спорта;
• формирование привычки спортивного досуга и внимания к своему здоровью, как семейной ценности;
VII. Технология деятельности по организации спортивно-оздоровительной и спортивно-массовой работе в школе
При организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в школе необходимо соблюдение четырех условий:
1. Дети имеют право и должны получать достаточно достоверную информацию по всем волнующим их вопросам, в том числе и по вопросам здоровья; необходимо учить их самостоятельно добывать нужные сведения, анализировать и проверять их;
2. Развитие у детей и подростков чувств свободы и ответственности. Это достигается через их конструктивное взаимодействие с взрослыми. Отношения должны строится так, чтобы имелась возможность отвечать за последствия своего выбора;
3. Обеспечение всех без исключения детей психологической поддержкой в специальной работе по принятию себя и выбора своего (позитивного) жизненного стиля.
4. Привитие потребности в занятиях физической культурой и спортом.
Система организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в школе содержит несколько модулей:
• уроки физической культуры;
• работа школьных спортивных секций;
• занятость обучающихся в спортивных секциях другой ведомственной принадлежности;
• участие в олимпиадном движении;
• спортивно-массовые мероприятия различного уровня;
• информационно-разъяснительная работа с родительской общественностью путем сотрудничества с институтом социального партнерства.
IX. Меры по реализации Концепции
Для более успешного решения проблем пропаганды и формирования у детей и подростков здорового жизненного стиля предполагается осуществить систему мер по следующим направлениям:
Образование, воспитание, досуг, занятость
1. Реализовать комплекс мероприятий по реализации прав детей на образование по повышению статуса воспитания и эффективности спортивной и оздоровительной, воспитательной работы в школе, в том числе:
• обеспечить дальнейшее развитие школьной службы психолого-педагогического и медицинского сопровождения, предусмотрев совершенствование организационных, нормативно-правовых, научно-методических, кадровых, ресурсных условий для ее функционирования;
• принять меры по дальнейшему развитию сети спортивных секций на базе школы;
• продолжить разработку и внедрение в образовательный процесс специализированных учебных программ, направленных на сохранение здоровья школьников;
• продолжить просвещение детей и родителей по формированию у них здорового образа жизни;
2. Осуществить дополнительные меры по развитию физической культуры и спорта, активного творческого досуга и занятости несовершеннолетних, расширению возможностей организации внеклассной и внеурочной работы, в том числе:
• обеспечить создание в школе условий, содействующих сохранению и укреплению физического и психического здоровья обучающихся, воспитанников средствами физической культуры и спорта; проведению спортивных олимпиад, спартакиад, семейных соревнований различных уровней;
• обеспечить реализацию физкультурно-оздоровительного и спортивно-массового процессов необходимым спортоборудованием и инвентарем;
• разработать механизм стимулирующего финансирования образовательного учреждения, материального поощрения педагогов, занимающихся спортивно-оздоровительной деятельностью.
3. Принять меры по развитию и поддержке пресс-центра школьного ученического самоуправления, занимающегося пропагандой здорового образа жизни.
Работа с семьей
Важнейшей проблемой оздоровления детей и подростков является сотрудничество и партнерство с семьей. Семья имеет мощное воздействие на воспитание и образование подрастающего поколения, усвоение культурных традиций, формирование личности, здоровье общества в целом. Педагогические усилия в рамках организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в школе должны быть направлены прежде всего на развитие социального, педагогического, культурного потенциала семьи. Для этого необходимо:
• разработать и реализовать комплекс мер, направленных на повышение психолого-педагогической компетентности родителей, формирование у них сознательного ответственного отношения к здоровью ребенка, выполнению обязанностей по воспитанию, содержанию и обучению своих детей, укреплению семейных традиций, в том числе:
• принять дополнительные меры по интенсификации информационно-просветительской работы с родителями (законными представителями), оказанию им соответствующей психолого-педагогической помощи в воспитании детей и привлечению их к занятиям в спортивных или оздоровительных секциях;
• обеспечить обучающихся и родителей (законных представителей) информацией о работе спортивных секций и учреждений, находящихся в микрорайоне школы, в городе;
• ввести в практику работы новые формы совместной спортивной деятельности семьи и школы;
• поощрять родителей и детей, занимающихся в спортивных секциях и участвующих в спортивных соревнованиях.
Совершенствование нормативно-правового, организационного и кадрового обеспечения организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в школе:
• проводить мониторинг здоровья школьников;
• проводить мониторинг занятости в спортивных и оздоровительных секциях;
• проводить мониторинг спортивных достижений обучающихся;
• способствовать утверждению в школе принципов ЗОЖ;
• разработка и реализация комплекса мер по улучшению охраны здоровья несовершеннолетних, включая регулярные профилактические осмотры;
• способствовать защите детей и молодежи от информации, наносящей вред их здоровью, нравственному, физическому, духовному развитию.
X. Заключение
Реализация теоретических положений и практических мероприятий, изложенных в Концепции, является основой для решения задач организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в школе, формированию у детей и подростков здорового жизненного стиля, повышению уровня самооценки и выбору позитивных жизненных ориентаций.
Концепция имеет открытый характер, доступна для участия в ее совершенствовании и развитии всех участников воспитательно-образовательного процесса школы, института социального партнерства, общественных объединений, научных союзов и организаций.
По мере поступательного развития школы, построения системы общественно - семейного воспитания, ориентированной на приоритет ценностей здоровья в подростковой и юношеской среде отдельные положения Концепции могут уточняться и конкретизироваться, исходя из текущих государственных документов федерального, окружного и муниципального уровней.